Торговая марка и патент – нематериальные активы

С момента появления конкуренции производители начали задумываться о том, как выделить свой товар среди множества себе подобных. С этой целью стали применяться изображения, представляющие собой уникальные надписи, рисунки и их композиции.

Что представляет собой торговый знак

Они являлись отличительной чертой хорошего кузнеца или ремесленника. Чем качественнее была работа мастера, тем больше становился спрос на изделия, носящие на себе его знак — прототип современной торговой марки.

Отличительные черты продукции – законодательная защита от подделки

Торговая марка или совершенно идентичное ей понятие торгового знака (оба происходят от английского trademark) представляет собой уникальное обозначение (комбинацию обозначений). Оно позволяет различать между собой результат деятельности различных производителей или поставщиков услуг.

Товары и услуги известного бренда имеют преимущество перед новичками в своей сфере и дают возможность устанавливать цену, руководствуясь только заслуженным доверием пользователей.

Торговая марка защищена законом – это предохраняет ее от несанкционированного использования посторонними организациями и лицами.

Остановимся на разновидностях торговых знаков, широко используемых в торговой среде. К классическим вариантам относятся разновидности стилизованного изображения продукции, которую можно опознать по минимальной маркировке, а именно:

  • словесные – регистрируется слово или словосочетание, индивидуализирующее компанию. Название «словесное» означает не защиту его произношения, а варианты написания. По своему содержанию словесные торговые знаки наиболее просто защитить так, чтобы запрет на их нелегальное использование было трудно или вообще невозможно обойти. Распространенными являются логотипы, представляющие собой название предприятия или его аббревиатуру.

Среди положительных сторон словесных товарных знаков является возможность защититься от недобросовестных посягательств, использующих похожие слова – имеющие сходное фоносемантическое звучание. Процедура регистрации включает в себя расширенный поиск аналогов по государственной базе данных.

torgovaya marka, patent 2

Особую актуальность это приобрело в последнее время, учитывая массу зарубежного (особенно китайского) производства – множество существующих торговых марок затрудняют подбор и регистрацию новой;

  • изобразительный товарный знак – представляет собой рисунок, призванный вызвать у потребителя ассоциацию с компанией. Регистрации обычно подвергается фирменный знак (любое небольшое графическое обозначение) или эмблема (содержащая в себе «дух» компании и художественно представляющая род ее деятельности). Чаще всего регистрации подвергаются такие товарные марки, для которых сложно подобрать словесный эквивалент.

Иногда менеджеры фирмы сами планируют использовать изобразительный знак без текстовой надписи, руководствуясь известными только им критериями привлечения клиентов;

  • комбинированный товарный знак – является зарегистрированным фирменным блоком и представляет объединение словесной и графической составляющей. В этом случае законодательно будет защищена строго заявленная комбинация.

Данный вид знаков обычно регистрируются большинством предприятий, тогда как предыдущие два используют раздельно лишь крупные и известные производители.

Какие еще существуют виды торговых марок?

Вышеперечисленные торговые знаки относятся к общим идентификаторам компании. Если производимый продукт материален, то ему можно придать особенную форму или наполнить другими индивидуальными свойствами, которые можно зарегистрировать. Такие торговые марки подразделяются на следующие разновидности:

  • объемные – узнаваемый внешний вид иногда может увеличить количество продаж. Стандартным примером является 0,25 л бутылка «Coca Cola», которая имеет одну форму на протяжении многих лет. Часто прибегают к подобному ходу производители парфюмерии и косметики – ряд торговых марок узнается еще до прочтения логотипа;
  • звуковые – в коротком восклицании, звуке работающего двигателя, шумах природы или звуках диких зверей содержится достаточная информация, чтобы индивидуализировать продукт. Производители стараются задействовать максимальное количество органов чувств, поэтому также используют следующий пункт;
  • обонятельные торговые знаки, без которых сложно представить парфюмерную промышленность. Учитывая современное состояние аналитических методов исследования, примитивно воспроизвести любой аромат не составит большого труда. Чтобы исключить плагиат, запахи подвергают регистрации, фиксируя их в специальной базе данных.

Защита торгового знака, равно как его своевременная и грамотная регистрация, важна для функционирования любой организации. Параллельно с охраной торговой марки действует защита интеллектуальной собственности.

Рассмотрим самую важную ее составляющую, без которой не обходится ни одно инновационное производство.

Патенты – ценные нематериальные активы организации

Любой производитель заинтересован в том, чтобы под его торговой маркой не выпускалась посторонняя продукция. Для этого необходимо ограничить изделия от копирования полностью или частично (в виде готовых решений). Охраной прав собственности изобретений, полезных моделей и промышленных образцов занимается патентное право.

Защитить можно любое новое решение современной проблемы, представляющее собой нематериальный способ или материальный объект.

Особенностью патента является то, что его содержание не должно иметь 100 % новизны. Достаточно принципиально изменить существующий объект, улучшив его свойства. Возможно также упростить конструкцию или модернизировать ее, введя новые функциональные элементы.

Каждый патент выдается после рассмотрения заявки в Федеральной службе – Роспатенте. За действие патента взимается плата – ежегодная пошлина за поддержание в силе. Изобретение, промышленный образец и полезная модель отличаются по срокам действия. Полезная модель рассчитана 10 лет, а изобретения обладают максимальным сроком – 20 лет. Промышленный образец может использоваться в течение 15 лет. Оплата каждого последующего года поддержания в силе патента возрастает.

патент

Патентное законодательство не является идеальным способом сохранить эксклюзивные права. Несовершенство правовой базы, в том числе международной, оставляет лазейки для недобросовестных предпринимателей.

Чтобы избежать несанкционированного использования собственных разработок, компании часто предпочитают держать их в секрете и использовать как ноу-хау.

Сохранением торговой марки и новых разработок в безопасности необходимо заниматься всё время. Несоблюдение формальных правил при подготовке к регистрации и патентоведению выливаются в потерянные возможности и финансы.

Решив основать новую компанию, целесообразно сразу задуматься о должности штатного юриста – только опыт специалиста позволит найти оптимальные пути решения возникающих споров и конфликтов.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий