Управление денежными потоками на предприятии

Одной из частых причин провалов в деятельности новых предприятий является неправильное оперирование финансовыми потоками. Непонимание реальных потребностей компании приводит к накоплению задолженностей и невозможности оплаты финансовых обязательств.

Upravlenie denezhnymi potokami na predpriyatii_2

Что представляют собой денежные потоки и каким образом осуществляется их регулирование?

Понятие и классификация финансовых потоков

На любом предприятии постоянно существует движение денежных средств – приток и отток. Разработана большая экономическая теория по их управлению, включающая разнообразные источники поступлений и выплат. Основная теоретическая часть качается лишь крупных организаций, активно оперирующих на рынке ценных бумаг и содержащих в финансовых отделах большой штат сотрудников.

Рассмотрим общую структуру денежного оборота, в которой полезно ориентироваться при открытии нового бизнеса.

  1. Потоки от операционной деятельности. Притоки связаны с получением выручки и оплатой дебиторской задолженности. Оттоки включают платежи по заработной плате, налогам, счетам и процентам по кредиту. При формировании операционных потоков активно используются оборотные средства.
  2. Потоки от инвестиционной деятельности. Притоками являются доходы от продажи активов, дивиденды за период владения акциями, возвраты долгосрочных займов и проценты по ним. Оттоки относятся к приобретению активов, акций и предоставлению долгосрочных кредитов.
  3. Потоки от финансовой деятельности. Притоки включают средства, полученные при размещении новых акций, получении кредитов и целевого финансирования. Оттоки возникают при выплатах дивидендов и оплате тела кредита. Вне зависимости от срока займа, выплата процентов по кредиту относится к операционным расходам.

Существует ли взаимосвязь между финансовым потоком и прибылью?

Чистый поток является разностью между суммой притоков и оттоков. В долгосрочной перспективе его значение представляет собой прибыль организации. Оперировать потоками, отталкиваясь от долгосрочного прогноза, позволительно лишь крупным компаниям, имеющим стабильные источники дохода и мощную «подушку безопасности».

Для небольших фирм предпочтительно рассматривать финансовое положение в ближней перспективе, учитывая небольшой объём оборотных средств.

Пример:

Малая фирма, производящая мебель и получившая первый индивидуальный заказ. Стоимость заказа составляет 50 тыс. р., а предоплата – 5-10 тыс. р.

До момента полного расчета по заказу финансовое состояние фирмы будет нестабильным. В течение всего срока нужно оплачивать аренду помещения, зарплату работникам, проценты за купленное в кредит оборудование, а также приобрести необходимые материалы. Свободных денег у фирмы нет, поэтому её платежеспособность фактически равна нулю. Исправить положение можно за счет привлечения дополнительных средств – краткосрочных кредитов, ещё больше ухудшающих финансовое состояние предприятия.

Когда работа фирмы стабилизируется (будет выполнено много заказов и поступление средств увеличится), справиться с финансовыми обязательствами и осуществлять производственный рост будет проще. Проблема «запуска» предприятия потребует тщательного планирования, о котором мы рассказывали ранее.

//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); //pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Распределив изначально финансовые потоки, можно оптимизировать оттоки и ожидаемые в будущем денежные поступления. Тщательное планирование позволит избежать финансовой неопределенности на начальном этапе, ориентируясь в сроках первых притоков и их источниках.

Что необходимо выполнять для оптимизации финансовых потоков?

  1. Мониторинг всех притоков и оттоков. В любой момент должна существовать отчетность о текущем состоянии, темпах и динамике роста за определенных промежуток (неделя, месяц, квартал, год). Следует также контролировать темпы изменения средств по каждому потоку отдельно, чтобы иметь представление о его влиянии на финансовое благополучие компании. Не пренебрегайте использованием специального бухгалтерского ПО.
  2. Обеспечение оптимальной товарной базы. Не нужно сразу после начала собственного дела планировать операции с оборотом большого количества продукции. Весьма вероятно, что реальный спрос окажется невысоким и приведет к чувствительным убыткам. Если ассортимент представлен различными товарами, целесообразно обеспечить минимальное количество каждого наименования. Увеличивать запасы следует постепенно – лучше получить медленный рост прибыли, чем сыграть в лотерею со всем стартовым капиталом.
  3. Ведение клиентской базы – выполнить градацию клиентов по надежности (платежеспособности) и объему покупок. Аналогично можно поступить и с поставщиками. Главным требованием к последним является надежность в исполнении обязательств – своевременная доставка и надлежащее качество товара, а не его низкая стоимость.
  4. Управление финансовыми потоками, используя собственноручно составленный баланс. Не следует опираться на банковскую отчетность при планировании. Баланс банка представляет собой сухой ряд цифр и не учитывает фактические отношения с персоналом, поставщиками и клиентами.
  5. Обеспечение наличности на предприятии. Если есть выбор – вложить все средства в развитие или оставить запас на непредвиденные расходы, то смело оставляйте последний. Лучше медленное, но уверенное движение вперёд, чем банкротство после неудачно проведенной сделки.

Тонкости «выживания» малого бизнеса в период финансовой нестабильности

Сложно предугадать все проблемные ситуации, с которыми сталкиваются начинающие и даже опытные предприниматели. Рассмотрим советы по решению ряда вопросов, минимизирующие влияние экономических периодов спада.

Upravlenie denezhnymi potokami na predpriyatii_4

Предложенные модели поведения взяты из опыта компаний, выстоявших во время кризиса 2007-2008 годов, поэтому на них стоит обратить внимание.

  1. При ведении клиентской базы выделяйте самых надежных партнеров и идите им на уступки. Если время оплаты счета по договору составляет 30 дней, а клиент оплачивает в течение недели, предложите ему систему скидок. Лучше немного снизить цену, зато удержать хорошего клиента и избежать дефицита средств.
  2. При оплате счетов поставщиков старайтесь максимально растянуть время погашения задолженности. Чем позже будут переведены деньги, тем дольше ими можно будет распоряжаться в интересах предприятия.
  3. Старайтесь не применять методы принудительного взыскания долгов. Инициированный процесс может лишить молодую фирму клиента, который намеревался в ближайшее время осуществить оплату. В случаях злостных неплательщиков целесообразно продавать долги третьей стороне – лучше получить значительную часть долга сразу, чем добиваться в судах полной выплаты.
  4. Не накапливайте складские запасы, которые плохо продаются. Лучше реализовать их по сниженной цене, чем оплачивать хранение на складе и рисковать возможной порчей и утратой свойств со временем.
  5. Не повышайте цены и увеличивайте объемы продаж. Главным критерием продаваемости товара, при прочих равных условиях, является меньшая, чем у конкурентов, цена. Удерживая стоимость на постоянном уровне, товар будет оставаться привлекательным для покупателей. Лучше увеличить приток средств за счет повышения объёма товаров и иметь большую клиентскую базу, чем ограничиться малым оборотом и зависеть от прихотей нескольких клиентов.

Правильное распоряжение денежными потоками для начинающего бизнес-проекта составляет половину успеха. Не стоит пренебрегать элементарными подсчетами, способными помочь в оптимизации структуры и направлении деятельности предприятия.

Уделяйте больше внимания финансовой аналитике и не принимайте решений сгоряча. Быстрая выгода – это бесплатный сыр в мышеловке.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий