Проверка ФСС – гарантия социальной защиты

Фонд социального страхования (ФСС) является одним из внебюджетных объединений РФ, обеспечивающий социальную защиту граждан путем обязательного страхования.

Основной целью функционирования фонда является компенсация сотрудникам предприятия расходов, связанных с временной потерей трудоспособности и оздоровлением. Побочная цель связана с предупреждением несчастных случаев и уменьшением фактов травматизма на производствах.

FSS_3

Поскольку финансирование фонда осуществляется за счет налогоплательщиков, контроль правильности начислений и учета выплат по соцстраху осуществляется в виде регулярных камеральных и выездных проверок.

В каких случаях ФСС проводит проверку предприятия?

Функция камеральной проверки заключаются в оценке правильности расчетов по начисленным и выплаченным страховым взносам. Для этого исследуется документация за последние три месяца. Если нарушения не были обнаружены, результаты контроля остаются в пределах фонда.

Выездная проверка организации проводится лишь при наличии одного или нескольких критериев:

  • фирма регулярно получает от ФСС значительные средства;
  • при проведении камеральной проверки обнаруживается резкое изменение объема страховых взносов, а количество сотрудников неизменно;
  • обнаружены несоответствия в сданной отчетности и фактически осуществлённых выплатах. При выявлении ошибок в заполнении ведомостей 4-ФСС или 4а-ФСС организации предоставляется возможность внести исправления;
  • наличие на предприятии задолженностей по страховым взносам;
  • нерегулярное предоставление фирмой расчетных ведомостей по выплаченным средствам фонда.

При отсутствии оснований для проведения проверки выездной контроль не осуществляется. На практике, подавляющее большинство организаций сталкиваются с проверкой ФСС каждые 1-3 года работы.

FSS_4

Учитывая, что анализу при выездном контроле подвергаются документы за текущий период и 3 предшествующих года, в группе риска оказывается каждое предприятие.

Что проверяется Фондом социального страхования?

Ряд задач, решаемых при выездном контроле, связан с правильным учетом выплат и компенсаций, полагающихся сотрудникам. Другим важным элементом является проверка данных, на основании которых производятся выплаты из фонда.

Составные этапы проверки можно свести к следующему перечню:

  • контроль правильности расчета срока временной нетрудоспособности. При обнаружении ошибок, допущенных в медицинском учреждении, данные могут передаваться в Фонд медицинского страхования для дальнейшего анализа;
  • порядок использования оплаченной фондом части стоимости путевок на оздоровление;
  • размеры отчислений сотрудникам, получившим травму или профзаболевание;
  • обеспечение выплат, связанных с беременностью, родами, усыновлением или содержанием ребёнка.

Для работы проверяющей комиссии могут быть затребованы такие документы:

  • основные документы организации – устав, приказы по начислению заработной платы, трудовые договоры, платёжные ведомости, листы нетрудоспособности, справки о зарплате и др.;
  • документы, подтверждающие совершение ряда финансовых операций – лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и приказы о приеме на работу;
  • свидетельства о затратах на лечение и реабилитацию сотрудников, в том числе страховые выплаты;
  • документы, включающие информацию о беременности, родах и уходе за ребенком – заявления сотрудников, медицинские справки, свидетельства из ЗАГСа и расходные ведомости по выплате пособий.

Как оптимизировать деятельность фирмы в области расчетов с ФСС?

Чтобы минимизировать количество нарушений, неизбежных при ведении предпринимательской деятельности, руководству фирмы следует реализовать ряд мер.

Практика показала, что осуществление какой-либо функции нельзя распределить произвольно на разных сотрудников. Законом установлено, что компании с численностью персонала более 100 человек должны сформировать комиссию, в функции которой будет входить решение вопросов по сфере социального страхования.

В крупных компаниях, содержащих свыше 1000 работников, подобные комиссии рекомендуется создавать в каждом структурном подразделении. В небольших фирмах эту функцию может выполнять один человек.

Отдельное внимание следует уделить взаимодействию кадровой службы и бухгалтерии. Все выплаты должны осуществляться лишь после учета фактически отработанного времени и установления сроков компенсации по нетрудоспособности.

В бухгалтерии следует проверять полученные из отдела кадров больничные листы и сверять сроки, указанные в медицинском учреждении, с фактическим временем отсутствия на рабочем месте.

При обнаружении нарушений или ошибок в заполнении формы, работника следует направить в учреждение, выписавшее лист временной нетрудоспособности, для внесения исправлений и заверки подписью и печатью.

При несогласии с решением проверяющей комиссии из ФСС, руководитель предприятия должен в течение 15 дней направить аргументированные письменные возражения с результатами проверки. Если такие возражения будут получены с задержкой, решение ФСС вступит в законную силу. Дальнейшее судебное разбирательство, с большой вероятностью, оставит принятое решение без изменения.

Не следует мешкать или торопиться с подачей возражений – принимайте решение после совещания с юристами, кадровиками и бухгалтерами вашей фирмы.

FSS_2

Существуют многочисленные споры о целесообразности работы ФСС в области частного бизнеса среди руководителей предприятий. Последние обычно забывают, что обеспечение вынужденной нетрудоспособности сотрудников является гарантом эффективной работы компании.

Повышение корпоративной культуры во многом обязано финансированием социальной сферы. Своевременная выплата страховых взносов обеспечит уверенность персонала и уменьшит последствия проверок, укрепляя стабильность предприятия.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий