Государственный контроль – проверка на прочность

Существует несколько видов государственного контроля предприятий. К ним относятся проверки в областях стандартизации и сертификации, свободы хозяйственной деятельности, ценового регулирования, статистического и бухгалтерского учета, а также ряда других сфер.

gosudarstvennyj kontrol predpriyatiya_5

Контроль осуществляют около 30 различных инстанций – инспекций, фондов, комитетов и пр. Наиболее частыми и оказывающими большое влияние на работоспособность предприятия являются проверки финансовой деятельности, проводящиеся в различных форматах.

Структура государственного финансового контроля

В число основных проверяющих органов входят подразделения таких ведомств:

  • налоговая инспекция;
  • налоговая полиция;
  • пенсионный фонд;
  • фонд социального страхования.

Другие проверяющие структуры также иногда затрагивают тему контроля денежных средств, имеющих отношение к предмету проверки. Однако основной упор их работы направлен на анализ хозяйственной деятельности и соблюдения норм и условий труда.

Среднее число проверок в год на одно предприятие составляет порядка трех для налоговых органов и двух – для всех фондов.

Главной целью финансового контроля поставлена проверка выполнения предприятием и его сотрудниками требований законодательства РФ. Побочная цель — пресечение выявляемых при проверке нарушений.

3d person watching the success of teamwork

К общим задачам финансового контроля относятся:

  • обнаружение злоупотреблений или ошибок, допущенных при управлении денежными средствами и приносящих прямой или косвенный ущерб государству;
  • контроль состояния и использования материально-технических ресурсов, непосредственно принимающих участие в обеспечении производственного процесса;
  • выявление нарушений финансового или хозяйственного законодательства;
  • проверка организации и функционировании системы управления предприятием, связанной с использованием бюджетных средств. Последнее оказывает значительное влияние на работу компаний, связанных с целевым государственным финансированием.

Фактические задачи контроля затрагивают такие направления:

  • проверка состояния налоговой и бюджетной дисциплины;
  • контроль по осуществлению бухгалтерской деятельности;
  • проверка правильности выделения бюджетных средств, особенно для предприятий с высокой долей государственных вложений;
  • выявление и предотвращение незаконного предоставления налоговых, таможенных и других льгот;
  • профилактическая деятельность в сфере частного бизнеса.

Государственный контроль является единственным средством поддержания законности в сфере бюджетных организаций и коммерческих предприятий. Привлечение государства позволяет предприятиям малого бизнеса проводить здоровую конкурентную политику и планомерно использовать возможности для собственного развития.

Способы осуществления государственных проверок предприятий

Существует три вида финансового контроля, которые используются для государственного регулирования финансовой деятельности:

  • предварительный – имеет отношение к формированию бюджета и предотвращению растраты государственных средств;
  • текущий – заключается в мониторинге совершаемых сделок;
  • последующий – включает основную часть проверок, выполняемых контролирующими органами. Данный этап отличается углубленным изучением имеющейся отчетности и активов, включая применение штрафных и других санкций по итогам проверки.

Инструменты и методы государственного контроля

Система проверок представляет собой развитый и исправно функционирующий механизм, включающий следующие составные механизмы.

  1. Ревизия – установление фактического наличия материальных активов, ценностей и денежных средств. Для контроля при инвентаризации используются учетные бухгалтерские документы, отражающие данные о балансе предприятия. Основная форма проведения ревизии заключается в частичной проверке несоответствия средств данным учета. В случае выявления крупных злоупотреблений может проводиться полная инвентаризация балансового имущества. Главным способом осуществления внешней (государственной) ревизии являются плановые проверки.
  2. Надзор – заключается в текущем контроле работы отдельных субъектов предпринимательства. При обнаружении злоупотреблений или несоответствий установленным правилам у предприятия может быть отозвана лицензия на занятие определенной деятельностью.
  3. Контрольные замеры – отражают соответствие объема и качества работ, выполненных компанией, заявленным параметрам. Замеры часто применяются в области строительства, химической и пищевой промышленности.
  4. Обследование – заключается в определении реального состояния объектов исследования и их сравнении с базовыми характеристиками.
  5. Правовая (нормативно-правовая) проверка – включает в себя контроль соблюдения бухгалтерской и налоговой отчетности и относится к ревизии хозяйственно-финансовой деятельности.

В случае обнаружения нарушений налагаются штрафы, компенсирующие убытки государства. Ответственными лицами обычно являются непосредственный руководитель, начальник соответствующего подразделения и лицо, допустившее нарушение.

gosudarstvennyj kontrol predpriyatiya_3

При обнаружении существенных несоответствий документация может направляться на проведение судебной экономической экспертизы. Заключение судебной экспертизы о наличии или отсутствии нарушений в бухгалтерской и налоговой документации является одним из основных доказательств в суде.

Ко всем государственным проверкам следует относиться как к необходимому злу – их существование предотвращает финансовый произвол, который может захлестнуть бесконтрольные рынки. Путем уменьшения потерь по итогам ревизий, плановых и выездных налоговых проверок является максимально открытое ведение дел.

Способов утаить что-либо от проверяющих структур существует много, однако при их раскрытии предприятие окажется в глубокой депрессии и будет поставлено на грань банкротства.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий