Организация финансов – качественная основа бизнеса

Получение прибыли и увеличение масштабов деятельности являются естественными стремлениями предпринимателя. Для их успешной реализации необходимо уметь работать с внешними и внутренними составляющими бизнеса.

Создание профессионального и заинтересованного коллектива упрочняет фирму изнутри, а контроль финансовых потоков позволяет предприятию раскрыть свой потенциал.

organizatsiya finansov_finansovoe planirovanie

 

Рассмотрим организацию финансов компании и связанные с ней отличительные свойства малого бизнеса.

Что отличает небольшие фирмы от крупных корпораций?

К главному преимуществу частных предпринимателей и малых фирм относится гибкость функционирования. Инициаторами создания мелких фирм часто являются большие компании. Причина в том, что некоторые узкие функции лучше переложить на самостоятельные организации, над которыми не будет висеть «Дамоклов меч» корпоративной ответственности.

Высокая приспосабливаемость мелких фирм во многом обязана структуре управления финансами, обеспечивающей следующие особенности их работы:

  • оперативность реагирования на изменения рынка или законодательного поля – малому предприятию значительно легче перепрофилироваться. Скорость исполнения принятых решений высока, благодаря сокращению длины звена от руководителя к исполнителю;
  • улучшение экономичности производства. Для малых фирм не требуется дорогостоящее финансирование маркетинговых исследований и крупный штат вспомогательного персонала, не связанного непосредственно с выпускаемым продуктом. Оборачиваемость денежных средств характеризуется высокими темпами, поскольку оперировать меньшими средствами значительно легче;
  • использование упрощенной системы налогообложения, а также оплата единого налога. Аналогично упрощается система бухгалтерского учета, схема которой предусмотрена Налоговым кодексом РФ;
  • узкая специализация – попытки расширить имеющиеся направления могут привести к существенному укрупнению фирмы в случае успеха или банкротству при неудаче;
  • личная заинтересованность руководителя в эффективной работе. Руководитель обычно является собственником малого предприятия и вкладывает собственные средства в его создание и раскрутку.

Структура управления финансами – составные части

Результаты деятельности фирмы не будут сколь-нибудь значимыми, пока не будут обеспечены её финансовые потребности. На начальном этапе развития часть необходимых средств привлекается из внешних источников. По мере становления компании всё больше вложений будет осуществляться за счет собственных доходов.

Целью организации финансов является правильное распределение внутренних инвестиций на ключевые направления деятельности.

В малых фирмах все функции финансового контроля и учета обычно выполняет один человек – директор. В более крупных предприятиях руководитель определяет вектор деятельности, а также утверждает структуру организации и распределяет полномочия. Финансовые службы таких компаний представляют собой отдельное подразделение, которым руководит главный бухгалтер.

В компаниях среднего и крупного бизнеса главы финансовых отделов управляются финансовым менеджером или директором.

organizatsiya finansov_struktura

При нормальном функционировании системы и рентабельности предприятия заработанный капитал занимается финансированием – превращением из денежной формы в производительную. Одна часть средств тратится на выполнение финансовых обязательств, другая – на обеспечение компании и расширение её сферы деятельности. Достаточная платёжеспособность предприятия позволяет привлекать дополнительные сторонние инвестиции.

По способу поступления финансовые ресурсы организации делятся на внутреннюю и внешнюю составляющие.


  1. Прибыль является внутренней составляющей финансовых ресурсов. Чистая прибыль представляет собой доход, за вычетом налоговых отчислений, амортизации, расчета с сотрудниками и выплат по финансовым обязательствам. Заработанные средства остаются в пределах предприятия и распределяются решением руководящего органа.
  2. Внешняя часть финансовых ресурсов включает собственные и заёмные средства. Собственные ресурсы относятся к капиталу предпринимателя, который был вложен при создании и развитии бизнеса. Заёмные средства могут происходить из широкого ряда источников и представлять полученные на различных условиях кредиты.

Несмотря на практически полную невозможность функционирования организации без кредитных средств, основу успешной и стабильной деятельности составляют собственные ресурсы. Их использование производится на протяжении всего времени существования предприятия и определяет его стабильность, кредитоспособность и платежеспособность.

Главными источниками собственных средств являются:

  • уставной капитал – организуется при создании фирмы и может изменяться со сменой учредителей;
  • безвозмездные взносы, осуществляемые сторонними физическими или юридическими лицами. К таким взносам относятся пожертвования, различные государственные программы, благотворительность и целевое финансирование. Отличие от ссудного капитала заключается в отсутствии интереса спонсоров в получении выгоды;
  • собственные резервы предприятия, накопленные за время предыдущей работы.

Финансовое планирование – что собой представляет и нужно ли для успешной деятельности?

Финансовый план является документом, в котором приведены прогнозируемые итоги работы предприятия за определенный период в будущем. Суть планирования заключается в аппроксимации данных, полученных в прошлом, с учетом существующих и прогнозируемых тенденций на рынке и в правовом поле. Финансовое планирование дополняет анализ финансового состояния, про основы которого мы уже рассказывали здесь.

Рядовой руководитель проводит планирование на интуитивном понимании рынка и связанных с ним процессов. Профессиональный анализ с качественным прогнозом может быть осуществлен группами специалистов, занятых в конкретной бизнес-сфере.

organizatsiya finansov_preimuschestva malogo biznesa

Каким бы ни был механизм, задачи финансового планирования остаются неизменными:

  • обеспечение потребностей бизнеса в средствах, необходимых для организации эффективного рабочего цикла. Выявление скрытых резервов интенсифицирует процесс производственного роста организации;
  • привлечение дополнительных средств в развитие фирмы – наглядным и детальным документом проще заинтересовать потенциальных инвесторов в целесообразности финансового вложения. Кредиторы также охотнее пойдут на предоставление кредита, если будут убеждены в высокой эффективности и платежеспособности предприятия;
  • контроль за финансовым состоянием – выявленные изначально тенденции спада являются сигналом о необходимости изменений в управлении и распределении ресурсов. Кардинальные изменения в политике компании могут послужить превентивной мерой, предупреждающей банкротство;
  • проверка соответствия выбранного курса действующему законодательству. При правильно подобранной схеме работы можно добиться минимальных платежей в бюджет, с одновременной максимизацией чистой прибыли.

Эффективно организованная финансовая система обеспечивает стабильность фирмы в условиях рыночной конкуренции. Высокая гибкость позволяет эффективно сосуществовать с более крупными и обеспеченными бизнес-структурами.

Отсутствие четкой системы управления финансами и финансового планирования является одной из частых причин преждевременной ликвидации предприятия.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий