Структура и классификация затрат предприятия

Управление предприятием предполагает последовательное и адекватное ведение финансовой политики. Сопоставление уровня и динамики изменения расходов позволяет эффективно проводить управление, придерживаясь правовых норм и принципа добросовестной конкуренции.

112013_0432_1

Большое значение имеет анализ расходов, поскольку именно с его помощью можно регулировать управленческую структуру компании и механизм ценообразования.

Основой системы изучения расходов является классификация, использование которой позволяет группировать обособленные данные и представлять их в удобном для понимания виде.

Направления классификации расходов – определение цели исследования

Задачи функционирования предприятия достигаются за счет общего управления, ведения финансовой деятельности, а также осуществления контроля и регулирования. На каждом этапе актуальны различные показатели затрат, характеризующие проблемы и достижения фирмы.

Функции исследования финансовых оттоков заключаются в следующем:

  • на этапе общего управления – установление правильности проводимой политики компании. В структуру последней входит кадровая работа, эффективная рекламная деятельность, определение рынков сбыта и пр. Сопоставление расходов на различные цели служит индикатором состояния фирмы и указывает на необходимость принятия определённых решений;
  • на этапе контроля и регулирования – иллюстрирование проблем или достижений фирмы перед учредителями, а также потенциальными спонсорами и инвесторами. Компания, которая имеет расходы, несоразмерные с уровнем доходов, вряд ли будет иметь успех при привлечении стороннего финансирования. Общая картина затрат позволяет формировать новую стратегию функционирования или корректировать прежнюю со стороны владельцев фирмы;
  • на этапе ведения и учёта финансовой деятельности – формирование себестоимости продукции и ведение соответствующей отчётности. Корректно составленная калькуляция (определение себестоимости) делает товар конкурентоспособным и исключает появление «бросовых» цен. Правильное оформление бухгалтерских документов позволяет избегать проблем при проверках контролирующими органами.

Элементы расходов на этапе общего управления

Поскольку задачей учёта затрат является выявление выгодных путей развития и оценка текущего состояния, выделяют несколько классификационных групп. Различия заключаются в признаках, связанных с их возникновением или регулированием. Деление групп происходит следующим образом.

1. По периоду своего действия – постоянные, переменные и смешанные.

Постоянные затраты существуют на протяжении работы предприятия в долгосрочной перспективе и не зависят от объёма выпускаемой продукции. К таким затратам относятся оплата электроэнергии, отопления, аренды, амортизации (за исключением амортизации в зависимости от объёма выпускаемой продукции) и оплата труда административного персонала.

Klassifikatsiya zatrat 1

Переменные затраты связаны напрямую с объёмом выпускаемой продукции – это оплата труда рабочих, сырья и расходных материалов. Смешанные расходы включают постоянную и переменную составляющие. Так, потребление электроэнергии в производственных помещениях относится к смешанным затратам. Часть оплаты расходуется при освещении, а часть – при эксплуатации рабочего оборудования.

2. По наличию зависимости от управленческого решения – релевантные и нерелевантные.

Релевантные затраты зависят от того, какое решение примет руководство, а нерелевантные не зависят.


Для примера можно привести выбор между использованием собственного автомобиля для перевозки груза и найма стороннего перевозчика. Затраты на содержание автомобиля для фирмы неизменны, а стоимость найма отличается при выборе разных перевозчиков. В результате использование собственного транспорта относится к нерелевантным затратам, а привлечение другой организации – к релевантным.

3. Альтернативные и безальтернативные (безвозвратные).

Альтернативные затраты представляют собой потери, которые возникают при выборе одного решения задачи и отказе от другого, альтернативного решения. Разница между расходами для двух альтернативных путей характеризуется значением дифференциальных затрат. Безвозвратные потери относятся к прошедшему времени – на них нельзя повлиять (потери на создание предприятия, оплата начальной стоимости оборудования).

4. Отдельные виды расходов – маржинальные, операционные и административные.

Маржинальные расходы представляют собой затраты на каждую единицу продукции в партии. Использование маржинальных расходов показывает, насколько будет дороже или дешевле каждая последующая единица товара.

Административные затраты отображают все финансовые оттоки, не связанные непосредственно с выпуском продукции – содержание управленческого аппарата, оплата командировок, судебных издержек и др. Операционные затраты характеризуют повседневные потери предприятия. Часто в операционную деятельность включают также административные расходы.

Контроль и регулирование – способ оценить эффективность компании

Затраты, которые представляют для общего анализа деятельности фирмы, делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые расходы можно изменить путём смены политики организации или повлиять на них другим методом (оказать финансовую или правовую помощь).

На неконтролируемые расходы повлиять нельзя.

Классификация для финансового учёта и бухгалтерской деятельности

Данная классификация является основой для составления калькуляции и ведения отчётности. Виды расходов характеризуются совершенно другими, нежели в предыдущих случаях, параметрами.

112013_0432_1

1. По воздействию на производимый продукт – прямые и непрямые (косвенные).

Прямые затраты связаны с выпуском продукции (оплата сырья, труда рабочего персонала, амортизация). Непрямые затраты непосредственно с производством не связаны, однако сопутствуют ему всё время (аренда зданий, оплата освещения и отопления). Прямые и косвенные расходы могут содержать одинаковые с управленческой классификацией статьи затрат.

2. По способу выявления – затраты на продукцию или затраты периода.

Расходы на продукцию относятся к производству товара. Расходы периода приводятся за конкретный временной промежуток и не связаны с выпуском продукции.

3. По конкретным элементам затрат.

К таковым относятся целевые затраты на оплату труда, соцстрах, амортизацию и материальные расходы.

4. По связи с выпускаемым продуктом – основные и накладные.

Основные расходы имеют непосредственное отношение к технологическому процессу. Накладные затраты относятся к обслуживанию производственной линии и осуществлению управленческой функции.

5. По использованию в расчёте себестоимости

Пример схемы определения, включаются или нет конкретные расходы в расчёт себестоимости, приведена на рис. 1.

В составлении калькуляции используются все затраты, прямо или косвенно связанные с производством товара. Административные, операционные траты и расходы на реализацию не используются при расчёте себестоимости и должны компенсироваться прибылью, закладываемой в продукцию.

Некоторые группы классификации похожи между собой по содержанию. Необходимость существования таких групп заключается в противопоставлениях, которые позволяют сравнивать затраты по самым разным направлениям деятельности.

Именно всесторонний анализ позволяет принимать объективные управленческие решения и вести корректную бухгалтерскую и экономическую политику фирмы.



Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий