Пошаговая инструкция по закрытию ИП в 2018 году

Порядок ликвидации индивидуального предпринимателя, как субъекта хозяйствования, прописан в федеративном Гражданском кодексе. На сегодняшний день мы можем с этой целью воспользоваться услугами посреднических и консультационных компаний.

Хотя с таким же успехом можно проделать всю процедуру своими силами.

Какие действия необходимы для ликвидации ИП

Для начала необходимо выяснить налоговый орган, который регистрировал данного ИП – туда потребуется обращаться и для закрытия. Вам придется уточнить у них платежные реквизиты, по которым будет оплачиваться пошлина на закрытие.

С 1-го января нынешнего года размер госпошлины за процедуру закрытия составляет 160 рублей, квитанция об уплате является обязательной в перечне документов на закрытие.

Основной алгоритм действий, которые придется так или иначе проделать, можно описать следующим списком:

  • погашение всех налогов, штрафов, недоплат, страховых взносов;
  • окончательный расчет всех взаимоотношений с наемными сотрудниками, если они были;
  • подготовка к сдаче деклараций, даже за неполный отчетный период;
  • закрытие расчетного счета в банке;
  • снятие с учета в фонде соцстрахования;
  • снятие с учета кассовых аппаратов и печатей.

Готовим пакет для налоговой

Как только квитанция оплачена, можно начинать готовить небольшой пакет документов.

Нам понадобится заявление по форме 26001, которое можно взять прямо с сайта ФНС (или воспользоваться нашим бланком). Это то, что потребуется подать непосредственно в органы налоговой, взамен чего каждый ИП получает расписку о том, что документы приняты.

Прекращение деятельности происходит в течение 5-ти рабочих дней, не считая даты обращения.

До начала закрытия ИП, кроме уплаты непогашенных штрафов и сборов, предпринимателю нужно будет подать все виды отчетности в фонд социального страхования и Пенсионный фонд, а также подготовить к сдаче налоговую декларацию. Эти моменты обязательны, независимо от наличия фактической деятельности в текущем году.

как закрыть ип самостоятельно

Чтобы закрыть предпринимательство в налоговой службе необходимо подать подготовленный пакет документов, к которому приложена квитанция – свидетельство про уплату требуемой пошлины. Направить документы можно ценным письмом по почте, либо при личном посещении налоговой службы. При использовании услуг почтовой службы, документы заверяются органами нотариата.

Учитывайте, что налоговая будет считать днем подачи списка документов тот день, когда она получит почтовый пакет.

Через 5 дней предпринимателю необходимо явиться лично, имея при себе оригинал паспорта для получения другого пакета документации:

  • выписка из государственного реестра (краткое наименование ЕГРИП);
  • государственное свидетельство, подтверждающее прекращение деятельности ИП.

Если документы не будут получены лично, налоговики отправят их по адресным данным, указанным при регистрации.

Что делать дальше

После закрытия субъекта ИП в органах налоговой службы, потребуется проделать ту же операцию в районном представительстве ПФР (Пенсионного фонда).


Для этого у каждого предпринимателя есть в запасе 12 дней, хотя регламентом предусмотрено, что налоговая сама переправляет туда данные о ликвидации налогоплательщика. При себе иметь копии свидетельства про госрегистрацию ИП, выписки из ЕГРИП, пенсионного свидетельства страхователя, ИНН и свидетельства Р65001.

Пенсионный фонд делает окончательные расчеты и определяет, есть ли у предпринимателя неуплаченные взносы. Если не погасить долги своевременно, это грозит наложением штрафов со стороны Пенсионного фонда. Так что, даже при процедуре закрытия от этого не отвертеться.

Независимо от того, велась ли по факту деятельность, получались ли доходы, придется сдать, в том числе и за неполный период, налоговую декларацию.

Этот документ подается не позже 25-го числа месяца, который сразу же следует за отчетным периодом. Предприниматели, которые работали по системе ЕНВД, обязаны подать формы до процедуры закрытия ИП.

Для тех, кто дополнительно состоял на учете ФСС, должны, кроме отчета, подготовить окончательный расчет 4-ФСС. Кассовый аппарат также снимается с учета. Необходимо закрыть расчетный счет в банковском учреждении, при его наличии.

Рекомендуем все полученные в процессе ликвидации ИП документы, сохранять в течение 4-х лет.

Закрываем банковский счет и другие обязательства

Процедура закрытия расчетного банковского счета будет связана с выведением всех имеющихся в наличии средств и погашения задолженностей перед партнерами и самим банковским учреждением. Как только эти условия будут выполнены, попросите в банке заявление на закрытие расчетно-кассовых операций. В каждом учреждении есть собственная утвержденная форма.

После закрытия хозяйствующего субъекта – предпринимателя, можно сразу подать документы на повторное его открытие. Такое может быть востребовано при необходимости быстрого перехода на иную схему налогообложения.

Сама по себе ликвидация ИП не освобождает его от погашения всех неуплаченных, недоначисленных штрафов, страховых взносов, налоговых и других обязательных платежей.

Все недоплаты, а также невыполненные действия необходимо совершать в кратчайшие сроки, чтобы избавить себя от претензий со стороны контролирующих органов. Если осталась печать, то нет необходимости в ее физическом уничтожении.

Любая задолженность, оставшаяся у предпринимателя перед бюджетом, автоматически будет «повешена» на него, только уже как на физическое лицо.

То же самое касается сумм задолженности перед контрагентами, если они подтверждены документально. Если не делать погашений, то их будут взимать с вас в судебном порядке.

К слову, об изменениях в процедуре закрытия ИП в 2018-м году, списке документов и порядке действий речь пока не идет. То же самое касается размера госпошлины, необходимой к оплате.


Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий